Законы Москвы

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

ЗАКОН г. Москвы от 08.10.1997 N 40-70
(ред. от 02.07.2003)
"О НАИМЕНОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ, УЛИЦ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГОРОДА МОСКВЫ"


8октября1997года N40-70




ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О НАИМЕНОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ,
УЛИЦ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГОРОДА МОСКВЫ



(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Настоящий Закон на основании законодательства Российской Федерации, Устава города Москвы устанавливает правовые основы обеспечения единого и стабильного порядка присвоения, изменения и употребления наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы. Наименования территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, других объектов города Москвы выполняют важную социальную функцию и являются таким же достоянием, как и памятники архитектуры, искусства, литературы, фольклора.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
- территориальные единицы - районы и административные округа города Москвы, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы;
(дефис в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- линейные транспортные объекты (далее - улицы) - аллеи, бульвары, набережные, мосты, переулки, площади, путепроводы, проезды, просеки, проспекты, тупики, улицы, шоссе, эстакады;
- локальные транспортные объекты - станции метрополитена, остановки наземного городского транспорта;
- названия (топонимы) - имена собственные, присваиваемые территориальным единицам, линейным и локальным транспортным объектам и служащие для их выделения и распознавания;
- установление названий (топонимов) - выявление существующих наименований, присвоение наименований безымянным объектам и изменение уже имеющихся названий;
- нормализация названий (топонимов) - определение наименований территориальных единиц, линейных и локальных транспортных объектов в соответствии с правилами и традициями употребления топонимов в современном русском литературном языке.

Статья 2. Правовые акты о наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена и других объектов города Москвы

Правовые акты о наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена и других объектов города Москвы состоят из федеральных законов, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных законов города Москвы, а также указов Мэра Москвы и постановлений Правительства Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Статья 3. Виды транспортных объектов города Москвы, подлежащих наименованию по настоящему Закону

Транспортные объекты города Москвы, подлежащие наименованию в соответствии с настоящим Законом, делятся на линейные и локальные транспортные объекты.

Статья 4. Компетенция органов государственной власти города Москвы в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена на территории города Москвы
(название в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

К компетенции органов государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена относятся:
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- осуществление исполнительных, распорядительных и контрольных функций по установлению названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена (их выявлению, присвоению, изменению, нормализации, употреблению, учету и сохранению);
- координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области установления названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена;
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- определение единых требований, норм и правил по присвоению, изменению, нормализации, употреблению, учету и сохранению названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена;
- определение порядка финансирования работ в области наименований территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, других транспортных объектов города Москвы.

Статья 5. Единая городская политика в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы

Для осуществления единой политики в области установления, выявления, присвоения, изменения, нормализации, употребления, учета и сохранения наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена Правительство Москвы учреждает специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Состав, порядок деятельности и полномочия указанного органа определяются на основании настоящего Закона положением, утверждаемым Правительством Москвы.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Статья 6. Присвоение наименований территориальным единицам, улицам и станциям метрополитена города Москвы

Присвоение наименований районам города Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Присвоение наименований административным округам города Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы Мэром Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Присвоение наименований улицам и станциям метрополитена города Москвы осуществляется Правительством Москвы.
Присвоение наименований территориальным единицам, улицам и станциям метрополитена города Москвы осуществляется после прохождения экспертизы в специально уполномоченном органе при Правительстве Москвы.
В таком же порядке решаются вопросы изменения названий указанных объектов города Москвы.

Статья 7. Общие требования в области наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы

Наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы должны отвечать словообразовательным, произносительным и стилистическим нормам современного русского литературного языка. Они должны быть благозвучными, удобными для произношения, краткими и легко запоминающимися.

Статья 8. Основные требования в области наименований территориальных единиц города Москвы

(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Наименование района, административного округа города Москвы должно соответствовать историческим, географическим и градостроительным особенностям территориальной единицы города Москвы.

Статья 9. Основные требования и правила в области наименований улиц города Москвы

К основным требованиям и правилам наименования улиц относятся:
- название улицы независимо от величины именуемого объекта должно содержать информацию об историко - культурном развитии района, города или Российского государства;
- топонимы должны соответствовать особенностям ландшафта города. При их наименовании в качестве основы используются названия населенных пунктов (в том числе деревень, сел, старинных слобод), урочищ, холмов и лесов, рек, ручьев, озер и прудов, вошедших в городскую черту города Москвы;
- топонимы должны отражать наиболее существенные индивидуальные характеристики улицы как объекта наименования. При этом новое название не должно повторяться на карте города;
- название улицы должно органически включаться в существующую городскую топонимическую систему. При именовании новых улиц не допускается образование топонимов, нарушающих исторически сложившуюся топонимическую систему города Москвы;
- название улицы должно быть мотивированным и заключать в себе необходимый объем топонимической и пространственно - ориентированной информации;
- присвоение улицам имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым улицам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц.

Статья 10. Основные требования и правила в области наименований станций метрополитена города Москвы

К основным требованиям и правилам наименования станций метрополитена относятся:
- названия станций метрополитена должны максимально соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных, историко - культурных, градостроительных и иных значимых объектов города. При формировании пересадочных узлов городского пассажирского транспорта, состоящих из станций метрополитена и железнодорожных остановочных пунктов (пассажирских платформ), указанные транспортные объекты должны носить одинаковые названия;
- при присвоении названий станциям метрополитена, образующим единые пересадочные узлы, необходимо следовать принципу разноименных вариантов названий станций;
- каждое название станции метрополитена должно быть индивидуальным, отражать историческую и культурную самобытность города, соответствовать архитектурному облику станции;
- названия станций метрополитена не могут быть использованы для сохранения памяти об известных жителях города Москвы, гражданах России и зарубежных стран, за исключением случаев их совпадения с названиями наземных городских объектов.

Статья 11. Основные требования и правила в области наименований остановок наземного городского транспорта Москвы

К основным требованиям и правилам наименования остановок наземного городского транспорта относятся:
- названия остановок наземного транспорта должны быть максимально связаны со значимыми для ориентации в городе объектами;
- названия остановок наземного транспорта определяются преимущественно местной топографией. Они не должны повторяться в пределах городских транспортных маршрутов;
- в названиях остановок наземного транспорта мемориальная мотивация может быть связана только с уже существующими названиями географических и иных объектов города.
Присвоение названий остановкам наземного транспорта производится соответствующими городскими органами управления транспортом.
Наименование станций новых типов городского транспорта (монорельс, подвесная дорога и т.п.) производится Правительством Москвы по представлению соответствующих органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Статья 12. Порядок представления предложений о наименовании территориальных единиц города Москвы

Предложения о наименовании районов и административных округов разрабатываются соответствующими территориальными органами исполнительной власти города Москвы и вносятся на рассмотрение Мэра Москвы. При разработке предложений о наименовании районов города Москвы учитывается мнение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований на территориях районов.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Мэр Москвы принимает решение о присвоении наименования административному округу, а также вносит предложение о присвоении наименования району на рассмотрение Московской городской Думы.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
При принятии решения учитывается мнение специально уполномоченного органа при Правительстве Москвы.

Статья 13. Порядок внесения предложений о наименовании улиц города Москвы

Предложения по наименованию улиц города Москвы вносятся органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления в городе Москве, юридическими лицами, зарегистрированными в городе Москве, а также жителями города Москвы префектам административных округов, на территории которых расположены эти объекты, или непосредственно в специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
После рассмотрения предложений о наименовании улицы префект направляет ходатайство в специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы.
Предложения по наименованию улиц должны содержать следующие сведения:
- местоположение улицы, размер и характер ее застройки;
- предлагаемое наименование и его обоснование;
- название организации, предлагающей наименование улицы;
- карту - схему, на которой обозначается расположение улицы.
В ходатайстве, исходящем от граждан, указываются фамилия, имя и отчество гражданина, его почтовый адрес и номер телефона.
В предложениях о присвоении улицам наименований, образованных на основе личных имен и производных от них слов и словосочетаний, сообщаются краткие биографические данные этих лиц, а также прилагается ходатайство организации или гражданина, внесших эти предложения.
Предложения о наименовании улиц рассматриваются и обсуждаются с участием заинтересованных сторон в 3-месячный срок.
При согласии с внесенными предложениями специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы готовит проекты документов, необходимые для присвоения улице соответствующего наименования. В случае отказа организациям и гражданам направляется мотивированное заключение.

Статья 14. Порядок внесения предложений о наименовании станций метрополитена города Москвы

Предложения о наименовании проектируемых станций метрополитена вносятся в специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы проектирующей организацией совместно с органом архитектуры и градостроительства Москвы. Внесение предложений о наименовании станций метрополитена, перечень представляемых сведений, процедура и сроки рассмотрения осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Закона.

Статья 15. Изменение наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы

Изменение наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена производится в исключительных случаях, а именно:
- при восстановлении исторически сложившихся наименований, имеющих особую культурно - историческую ценность;
- при изменении статуса и/или функционального назначения соответствующего объекта;
- в целях устранения дублирования наименований в пределах территории города.
Процедура внесения предложений и принятие решений о замене наименований осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 12, 13 и 14 настоящего Закона.

Статья 16. Обязанности органов исполнительной власти города Москвы по установлению и оформлению дорожных указателей, пристанционных знаков, информационных табличек и ориентирующих надписей
(название в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают установку уличных, дорожных и пристанционных указателей, домовых, дорожных и пристанционных знаков, памятных и информационных досок и табличек, ориентирующих надписей в соответствии с федеральными и городскими стандартами и нормами.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Органы исполнительной власти города Москвы своевременно информируют жителей Москвы о принятых Правительством Москвы решениях по наименованию и переименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена путем оповещения жителей Москвы через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), путем издания карт города, справочной литературы, установки указателей улиц с двойным (в случае переименования) написанием названий.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)

Статья 17. Разрешение споров и разногласий

Споры и разногласия, возникающие в связи с применением настоящего Закона, могут быть разрешены:
- сторонами в рамках согласительных процедур;
- Мэром Москвы в пределах его компетенции;
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- судами в случаях и порядке, установленных законодательством.

Статья 18. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

За нарушение требований настоящего Закона должностные лица и граждане несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
8 октября 1997 года
N 40-70